Воскресение Христово
Воскресение Христово - это:
Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоанн. 11:25). Тем самым Он засвидетельствовал, что воплощение Бога оживило человека и воскресило его поврежденную грехом природу к новой благодатной жизни.
Однако для реальной победы над смертью жизни Богочеловека на Земле было недостаточно. Для реальной победы над смертью понадобились вольные крестные страдания и смерть Иисуса Христа. «Смерть побеждается не явлением Жизни в смертном теле, а вольной смертью Воплотившейся Жизни», – учит прот. Георгий Флоровский. Следуя св. Афанасию, Слово стало плотью, дабы изгнать «тление» из человеческой природы: «Слово облеклось для того в тело, чтобы, обретши смерть в теле, истребить ее».
Смерть Спасителя становится добровольной и свободной Жертвой за все человечество. Если Первый Адам своим непослушанием вызвал смерть в мир, то Второй и Новый Адам – Богочеловек Иисус Христос – показал, что смерть может быть отменена. И это потому, что Новый Адам больше чем простой человек – Он Само Слово Божие. «Он отдает Свою жизнь, но Он властен взять ее назад», – говорит св. Григорий Богослов. «Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но вочеловечившийся Бог», – учит св. Кирилл Иерусалимский.
Тело Иисуса Христа умирает, а душа нисходит в ад. Но тело и душа Иисуса Христа соединены с Богом Словом, Второй Ипостасью Святой Троицы. Он обладает душой и телом как единосущный нам по человеческой природе. Но Он же единосущен и Самому Богу, пребывает внутри Нетварной Жизни Триипостасного Божества. В Нем нет человеческой личности, ибо вместо нее Лицо Божества – Божественная Ипостась Слова. Поэтому душа и тело Христа не могут быть совершено разлучены. Они соединяются вновь в воскресшем человеке. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своей смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», – говорит св. Григорий Богослов. По слову св. Григория Нисского, когда человеческое естество в Воплотившемся Боге было подвигнуто к разделению души и тела, Он, как нетварный Создатель души и тела, снова «сопряг разделенное, привел расторгнутое в неразрывное единство».
Смерть не властна над воплотившимся Богом: «смерти было невозможно удержать Его» (Деян. 2:24). Как говорит св. Иоанн Златоуст, Он Сам попустил смерти удерживать Себя. «Не надолго оставил Он храм Свой, тело, в мертвенном состоянии, но только показав его мертвым от приражения к нему смерти, немедленно же и воскресил в третий же день, вознося с Собою и знамение победы над смертью, то есть явленное в теле нетление и непричастность страданию, – учит св. Афанасий Великий. – Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать его снова живым». «В таинственное “тридневие смерти” нетленное тело Господа преобразуется в тело славы, облекается силою и светом, – говорит Г. Флоровский. – И Господь восстает из мертвых, как Жених исходит от гроба... Это совершается силою Божией, как силою Божией совершится в последний день и всеобщее воскресение. И в воскресении исполняется воплощение как явление Жизни в естестве человеческом».
Воскресение Христово отменяет осуждение смерти. Теперь люди умирают «только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемый в землю, мы не погибаем разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя» (св. Афанасий Великий). Следуя св. Иоанну Златоусту, теперь нельзя и сказать, что на предстоит умирать в точном смысле этого слова. «Сила смерти и подлинность смерти – в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни... Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успение» (св. Иоанн Златоуст). «И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество…», – учит св. Григорий Нисский. В Воскресении Христовом воскресает все человечество, все человеческое естество облекается в нетление.
в галереях:
Священник, который завтракал перед литургией.
Жизнь показала, кто есть кто. Проповедь, 22.04.2025 г.
"Что самое главное надо сделать на Пасху?" 17 апреля 2025 года
Когда красить яйца и печь куличи?
О главном в Страстную седмицу
Где нам искать защиты в такое тяжелое время?
Доверимся Богу
Проповедь о формальной исповеди, 04.04.2025 г.
Умершие, которых кремировали, не смогут воскреснуть?
Можно ли солгать?
Промыслительный случай на дороге.
Жениться или нет?! Проповедь, 06.12.2024 г.
Уроки праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь 04.12.2024 г.
Святой Николай и портфель с деньгами.
Не забудь купить лотерейный билет.
Пост - наш путь к Рождеству. Проповедь, 28.11.2024 г.
Как найти Бога?
Как святой Нектарий оплатил ремонт машины.
Бог не спросит, какой у тебя дом или какая машина, но спросит, как ты ими распоряжался.
Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?
Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".
Барская карета и телега крестьянина.
Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.
Парикмахеров не существует.
Господи, преврати меня в телевизор.
Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.
Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.