Ветхий Завет
Ветхий Завет (греч. Палайа диатэкэ, лат. Vetus Testamentum) – один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях:
1. «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении слав. термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. берит – «союз», «договор», «контракт».) Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, – Быт. 15:9-10, 17-18; Иер. 34:18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями.
В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз – это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых – бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает».
Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах 17:5-8, 10), а его нарушением стало грехопадение (см.). Неверности человека противостоит верность Бога, Который прощает свое создание, восстанавливая «вечный» завет через обещание Спасителя (Быт. 3:15). Таким же всемирным характером отличается завет с Ноем и, через него, со всем мирозданием ( Быт. 8:22; 9:9-17). Круг хранителей особого Откровения суживается в завете с Авраамом и его потомками ( Быт. 17:19; 28:4). Синайский Союз определяет окончательный характер Ветхого Завета: Израиль становится «народом Божиим» (Исх. 3:10), которому обещана Ханаанская земля, помощь и покровительство (Исх. 19:5-8). Историческое предназначение Израиля – не только основать на земле «Царство Божие» и проводить в своей жизни начала монотеизма, но также быть воспитующим примером окружающим народам – «светом для язычников» ( Ис. 42:6; Рим. 2:19-20). Вследствие неверности Израиля (Иер. 2:9) древний договор оказывается нарушенным, но открытый Богом замысел союза сохраняется неизменным ( Иер. 31:35-36; 33:20-22). Поэтому будет новый союз в конце времен. За шесть веков до Иисуса Христа пророк Иеремия провозгласил крушение старых национально-политических иллюзий и заключение «нового союза» между Богом и людьми на исключительно духовных началах (Иер 31:31-34).
Члены Кумранской общины (т.н. ессеи) считали себя людьми «нового завета», а христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое соглашение, заключенное между Богом и человеком через посредство одного народа, сменилось новым союзом-заветом, заключенным со всеми людьми через вочеловечение и спасительную жертву Сына Божия. Сам Христос на Тайной вечере указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Сия есть кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28). Поэтому мировая история делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру «ветхого (старого)» и эру «нового» завета (отсюда употребление термина «ветхий завет» также в хронологическом аспекте – «ветхозаветные времена»).
Постепенное переосмысление идеи союза с равноправного «договора» двух сторон на волеизъявление Бога, определяющего нормы человеческого поведения, привело к тому, что уже в Септуагинте еврейский термин берит передан не эквивалентным ему греч. сюнтэкэ («договор»), но словом диатэкэ («завещание», слав. «завет»). (В латинской Библии ему соответствует термин testamentum, перешедший в западноевроп. языки.) Именно этот смысл вкладывает в него ап. Павел, говоря о «завещании» Господа, данном христианам в «вечное наследие» (Евр. 9:15-16).
2. Сборник книг, составляющих первый раздел христианской Библии (в иудаизме – полная Библия). Название в христианской традиции объясняется его главным содержанием – историей сохранения этого «ветхого» союза-завета до заключения «нового». Термин «Ветхий Завет» в современном «книжном» значении впервые, видимо, употреблен ап. Павлом (2Кор. 3:14).
Христианское осознание непреходящей религиозной значимости Ветхого Завета (на что указывал сам Иисус Христос, – Мф. 5:17-18; Лк. 16:17; 24:44, и др.) выражает классическая формулировка Августина Блаженного: «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet», «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается».
в галереях:
Священник, который завтракал перед литургией.
Жизнь показала, кто есть кто. Проповедь, 22.04.2025 г.
"Что самое главное надо сделать на Пасху?" 17 апреля 2025 года
Когда красить яйца и печь куличи?
О главном в Страстную седмицу
Где нам искать защиты в такое тяжелое время?
Доверимся Богу
Проповедь о формальной исповеди, 04.04.2025 г.
Умершие, которых кремировали, не смогут воскреснуть?
Можно ли солгать?
Промыслительный случай на дороге.
Жениться или нет?! Проповедь, 06.12.2024 г.
Уроки праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь 04.12.2024 г.
Святой Николай и портфель с деньгами.
Не забудь купить лотерейный билет.
Пост - наш путь к Рождеству. Проповедь, 28.11.2024 г.
Как найти Бога?
Как святой Нектарий оплатил ремонт машины.
Бог не спросит, какой у тебя дом или какая машина, но спросит, как ты ими распоряжался.
Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?
Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".
Барская карета и телега крестьянина.
Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.
Парикмахеров не существует.
Господи, преврати меня в телевизор.
Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.
Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.