Церковнославянский словарь онлайн

Любовь

Значение слова (словосочетания) любовь. Что такое любовь. Что значит любовь

Любовь – Божественное имя, отражающее Божественное свойство, и основополагающая христианская добродетель.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол. 3:14). Христианская любовь (как добродетель) по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение. П
о своим главным чертам христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная.
Любовь – одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Имя Любовь отражает одно из самых главных и существенных для человека свойств Бога.
По слову св. Григория Богослова, если у христиан кто-нибудь спросит, что они чествуют и чему поклоняются, то их ответ будет готов: мы чтим Любовь.
Божественная любовь проявляется в творении мира. Бог не творит мир по необходимости, а творит его по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует Своим разумным созданиям возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой, обо́жения. Б
ог не оставляет Своей любовью человеческой род после грехопадения прародителей и распространения греха по всей Земле, подготавливая человечество ко спасению. Наконец, Бог Сам вочеловечивается ради спасения людей, освобождает и искупает их от власти греха через Свои добровольные крестные страдания, смерть и Воскресение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий. Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему.
Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце.
Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью. Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).
Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7). Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос), φιλία (фили́я), αγάπη (агапи). (См. подробнее «Столп и утверждение истины» Флоренский П.А.). С. Аверинцев (из статьи «Любовь»): «Разработанная терминология различных типов любви существовала в древне-греческом языке. Эрос – это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. Филиа – это любовь-дружба, любовь-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторгэ – это любовь-нежность, особенно семейная. Агапэ – жертвенная и снисходящая любовь «к ближнему"». Божественная любовь неразрывно связана с Божественной справедливостью (Правдой Божией), поскольку Бог не приемлет зла.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Священник, который завтракал перед литургией.

Жизнь показала, кто есть кто. Проповедь, 22.04.2025 г.

"Что самое главное надо сделать на Пасху?" 17 апреля 2025 года

Когда красить яйца и печь куличи?

О главном в Страстную седмицу

Где нам искать защиты в такое тяжелое время?

Доверимся Богу

Проповедь о формальной исповеди, 04.04.2025 г.

Умершие, которых кремировали, не смогут воскреснуть?

Можно ли солгать?

Промыслительный случай на дороге.

Жениться или нет?! Проповедь, 06.12.2024 г.

Уроки праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь 04.12.2024 г.

Святой Николай и портфель с деньгами.

Не забудь купить лотерейный билет.

Пост - наш путь к Рождеству. Проповедь, 28.11.2024 г.

Как найти Бога?

Как святой Нектарий оплатил ремонт машины.

Бог не спросит, какой у тебя дом или какая машина, но спросит, как ты ими распоряжался.

Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?

Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".

Барская карета и телега крестьянина.

Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.

Парикмахеров не существует.

Господи, преврати меня в телевизор.

Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.

Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.