Статьи

Таинства Церкви: О таинстве венчания

О таинстве венчания

Таинство венчания

Венчание — это брак, заключенный перед лицом Господа.

Таинство брака (венчание)

Многим нравится эта древняя традиция, возрожденная в наши дни. Но, идя в церковь, будущие супруги должны осознавать, что венчание — это не просто прекрасный и торжественный обряд. Венчание — это великое церковное Таинство, через которое супруги получают Благодать Божию. Сам Бог незримо соединяет их в одно целое — единую плоть. Поэтому в высоком духовном смысле церковный венчанный брак — это жизнь во Христе.
В самом слове «супружество» уже заключается высокая цель сочетания узами брака. Произошло оно от слова «упряжь». Быть в одной упряжке значит тянуть груз вместе, не складывая его тяжесть только на плечи одного. И если супруги решаются жить каждый сам по себе, то такая семья окажется недолговечной и, в конце концов, распадется. Возможно, поэтому не каждый решается венчаться в церкви. «Это значит навсегда — на всю жизнь», — так объяснила одна юная невеста свое нежелание венчаться. По степени доверия венчание перед Богом и обязательство перед государством о создании семьи оказались для нее понятиями полярными.

Для тех, кто считает создание семьи делом серьезным и ответственным:

Общие положения

Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе

Существует предварительная запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Для этого им надо только прийти в храм и договориться о них. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви, где такой записи не существует, и тут как повезет. Венчать вас будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность. Для такого венчания вам следует оформить квитанцию на совершение таинства в день свадьбы.

Когда не проводится обряд венчания?

Обряд венчания не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты – Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский ( 14-27 августа), Рождественский (28 ноября - 7 января), Святки (7-20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи), Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы).

Когда венчаться?

Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в середине дня, но ни в коем случае ни вечером.

Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с вами предварительно должны оговорить цену.

Ограничения к венчанию

Существуют некоторые ограничения к венчанию, по которым священник в праве не допустить вас к данному ритуалу. Вот некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек психически или умственно болен; если человек является атеистом, мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религии. Также если человек состоял в браке более трех раз или состоит в браке в данное время. И одно из главных - это благословения родителей! Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию.

Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею.

Что потребуется для венчания

венчание

Для венчания Вам потребуется две иконы - Спасителя и Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором будут стоять молодые. Невеста должна быть одета в белое платье, даже если она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки. На голове невесты должен быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок.

Молодожены обязательно должны иметь на себе нательные крестики. Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно крещеные. Перед венчанием молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от брачных отношений - с двенадцати часов ночи.
По приезду в храм молодые вначале исповедаются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. Затем обычно в течение часа проводят молебен, отпевания и панихиды. Молодые могут за это время переодеться.

Порядок венчания

После Божественной Литургий проходит обручение. Молодые стоят у дверей в храм, священник в это время в образе Самого Господа Иисуса Христа находится в алтаре. Далее священник вводит жениха и невесту в храм для создания новой и чистой жизни в супружестве. Молодые подобно Адаму и Еве предстают перед Самим Господом.

Далее он благословляет молодых, вначале жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им в руки зажженные свечи. На каждые три благословения от священника молодые должны креститься, только потом брать свечи. Эти свечи являются символом пламенной любви и чистоте отношении между женихом и невестой.

Далее священник произносит молитвы о спасении молодых, о продолжении родства. Затем по повелению священника молодые и гости преклоняют головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тем временем читаем молитвы к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

Далее с правой стороны престола, как бы перед Самим Господом, священник берет кольцо жениха и надевает его, трижды крестя, говоря при этом: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем надевает кольцо на палец невесте, крестя три раза, приговаривая: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Завершается обручение обменом колец межу молодыми. Жених надевает свое кольцо невесте, а невеста – свое жениху. И так три раза в честь и славу Святой Троицы. Иногда вместо молодых это делает священник. Этот обмен символизирует преданность и верность супругов. Затем священник молит Господа, чтобы Он сам благословил и утвердил Обручение.

После обручения собственно и начинается само венчание, основная часть. Молодые входят на середину храма, держа в руках зажженные свечи, перед ними идет священник с кадильницей и дает наставления на добрые дела. Встречает молодых Хор пением псалма 127, который благословляет супружество. Жених и невеста проходят к аналою, на котором лежит крест, Евангелие и венцы. Перед ним лежит белое длинное полотенце, на которое и становятся молодые. Далее жених и невеста подтверждают чистоту своих намерений друг перед другом и перед Господом Богом, а также подтверждают свою добровольность и непринужденное желание выбора. Это и есть главное условие для настоящего брака, после которого он должен считаться заключенным.

Далее следует таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Священник произносит три пространные молитвы. Первая, перед Господом Иисусом Христом о благословении, о мирной жизни, о плодах любви, о достатке в семье. Вторая молитва обращена Триединому Господу, чтобы он благословил, сохранил и помянул молодых. В третьей молитве священник умоляет Триединого Господа даровать брачующимся плод чрева.

Далее наступает самые главные минуты - скрепление и освещение супружеского союза. Священник берет венец и крестит им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, который прикреплен к передней части венца. Венчает жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Аналогично и невесте преподносит венец и говорит: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Теперь молодых украшают венцы, жених и невеста предстоят во всей красе перед Господом Богом и ожидают благословения Божьего. Это и есть самая торжественная минута!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» Это священник произносит три раза и три раза благословит молодых.
Далее читаются изречения апостола Павла, Евангелие от Иоанна и произносится краткое прошение от лица Церкви. Потом священник преподносит жениху выпить вино по три маленьких глоточка, также поступает и невеста.

После этого священник берет правые руки молодых и соединяет их, а сверху покрывает епитрахилью и своей рукой. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, теперь они соединены во Христе навеки. Затем священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При каждом обходе поются тропари. Это хождение - символ «вечного шествия» этих людей рука об руку друг с другом. После обхода вокруг аналоя священник снимает венцы с супругов и приветствует их торжественными словами и молитвами.

Завершается венчание у царских врат, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божьей Матери. Затем наоборот.

В заключении священник дает молодым крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Второй брак

Второй брак церковь не одобряет, но допускает как снисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и непринужденном браке, но прежним остается обручение и возлагание венцов. Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляете ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый церковный брак.

← Назад